князь

Князь, боярская рада, шут и современная демократия.

князьРазвитое общество всегда имеет свои цели, краткосрочные и долгосрочные. Но всегда процесс планирования начинается с осознания кто мы, где мы и что мы можем.

Итак, попробуем: по внешним признакам мы проживаем в 21 веке — телефоны, смартфоны, компьютеры, всепоглощающие сети, гаджеты, виджеты, роботы и прочие технологии, но…. Сейчас нам будет менее важно, какой модели IPhone у нас в руке и как мы им умеем пользоваться – все это описывает нас как потребителя. А нам важно взглянуть на себя со стороны как на созидателя, т.е. что в нашей голове, что в нашем мышлении. А вот здесь оказывается увлекательное путешествие в не очень то радужное прошлое. И не о советском прошлом пойдет речь, застряли то мы намного глубже в прошлом.

Размышляя над этой темой, я пришел к выводу, что мы живем веков так семь назад. Вот если бы в те времена воинам дали бы более современное оружие они бы освоили его за несколько лет, вместо лошади — автомобиль, вместо посыльного гонца — заморскую диковинку IPhone, вместо чародейских всяких хитростей – компьютерную сеть интернет, камеры видеонаблюдения, GPS, телевизоры и т.д. Но мышление бы не изменилось….

И на оборот, если бы человека из прошлого поместили в настоящее, он адаптировался бы только к современным технологиям, а мышление его было бы изменено только многообразием технологий. А вот если бы нашего современного человека окунуть в пространство прошлого, возможно, было бы голодание за технологиями и устройствами, но в пространстве мышления он почувствовал себя вождем, но скорее всего не реформатором. И вот здесь самое интересное: оказывается, выгодно оставить большинство вокруг себя по уровню мышления (не образования) на уровне несколько веков тому назад и огласить себя вождем. Давать технологи по крохам, чтобы все были в восторге, но заботится о сохранности устаревшего мышления масс, как залог своего дальнейшего пребывания в авторитетах лидерах, князьях.

Мы выбираем себе князей (раньше наследием было все предопределено), в то время как развитая часть мира выбирает себе эффективных менеджеров. Нам нужен князь, потому что он богаче, а значит, больше сможет сделать добрых княжих дел. Даже если мы выберем человека со складом ума менеджера – наша система сделает из него великого князя. Все газеты будут трубить о новых подвигах князя, так чтобы роптали все при виде его. Любому управителю нужен образ князя, без этого образа как управлять народом, «вожди» не знают.

В то время как весь развитый мир идет за лидером, мы ищем князя. У лидера нужно учиться, за лидером нужно идти, это работа над собой. А с князем все проще – подал челобитную и жди — пока выполнят. Не выполнили – возмущайся тихо, значит, плохо просил, иди и проси снова. Выполнили – радуйся громко, восхваляй князя своего. Все что в княжестве происходит хорошего благодаря князю нашему, все что плохого – это соседние княжества виноваты, они нашу казну проедают, они набеги на нас делают. Князь Киевский нас тоже не радует, наш бы местный то многое смог, если бы не этот никчемный….

А вокруг князя всегда бояре. Боярскую Раду мы ведь тоже выбираем не по мудрости и готовности к реформам, как у успешных соседей выбирают парламенты. Мы выбираем боярей в раду по принципу щедрости и влиятельности. А чтобы быть щедрым и влиятельным нужно быть богатым, бизнесменом со своими подчиненными и т.д. Боярская рада для князя – бесполезный механизм, но именно при ее помощи достигается ореол такого разумного демократичного подхода к управлению княжеством. Сильный князь сам все решает, но через раду протянуть все решения нужно, поэтому договаривается с боярской радой, кому, в каком вопросе помочь, дабы добыть себе поддержку во всех остальных вопросах. Бояре при сильном князе, сами ничего не могут им нужно только к князю с челобитной (наклон только чуть меньше, чем у простолюдина). Вот и поют бояре песни о любви к князю и о восхищении его могуществом для того, чтобы добыть себе путь к благосостоянию.

Вече – в княжестве сложное понятие. С одной стороны оно предусматривает участие всех жителей, с другой стороны, где же их собрать. Поэтому боярская рада и княжеские гонцы собирают на вече как правило своих сторонников, для того чтобы получив максимальный эффект демократичности князя, не потерять заранее предусмотренное решение князя и боярей.

Шут. А вот здесь не всегда он один и не всегда на виду. Иногда при должности, а иногда попросту сидит сутками возле князя, иногда ходит и смеется с боярами да анекдоты рассказывает. В общем, свой парень на все 100%. Но у шута свои цели. Ведь были случаи, когда шут играл роль в истории важнее, чем князь. Шепнет на ушко князю кого любить, кого наказать и как, кого на должность назначить, а кого снять. Подскажет, как личную казну поправить, может с кого налог взять (слово откат в те времена не использовалось). Шут хитрый, он, как правило, чужими руками все делает, если что не так, в истории плохо о князе будут говорить. Хотя бывает такое, что князь сильный и всех этих шутов или в тюрьму или на виселицу.

Ну что узнали в этом всем наше политическое и социальное устройство? Опускаем современные технологии и видим четкое сопоставление князя, боярской рады, вече — органы самоорганизации населения. Ну, а кто знаком с постоянными людьми при дворе и шутов сейчас узнали.

А ведь на самом-то деле сходств очень много.

А кто виноват? — Мы сами! Много веков храним традицию, меняя технологии – оставляем мышление в нашей голове таким, оставляем стиль жизни более удобный для нас, но не приемлемый для эволюции. Проклинаем, ругаемся, выбираем снова тот же путь для наших наследников.

Ну, а что делать? – А тут у каждого путь свой. Кто-то стоит ближе к 21 веку, кто-то дальше и никак не зависит это от модели телефона и марки автомобиля и должности. Кто то готов осознать горечь и правду о себе, а кому то не дано.

Путь разный, а направление у всех желающих окунутся в 21 век не технологиями, а мышлением – одинаковое – это работа над собой. Не растить в себе князя, не поступать как бояре во имя  своего дела, не быть хитрым, как шут для своего обогащения. Не пытаться заработать все деньги, лучше получить больше благодарности. Не судить о человеке, по словам, и не судить о нем по деньгам, и вообще не судить. Нравится, то чем он увлечен, стань с ним рядом и иди, а не нравится, выбери свой путь. Научиться слушать и не спешить говорить, не подумав. Меньше слов, а больше дела. Не жить диваном, телевизором, компьютером, смартфоном, деньгами, пивом – жить делами для будущего, но не только своего. Расширять зону своего влияния на будущее, твое будущее не только в твоем кармане, не только в твоем доме, автомобиле, бизнесе. Оно вокруг тебя в успешных современно думающих людях. Ведь насколько приятно видеть вокруг себя счастливых людей, и насколько сложно нормальному человеку наблюдать контрасты бедности и богатства, чистоты и грязи, знаний и невежества. Но это не кто-то сделает, это зависит от каждого из нас. Убрать в себе раба, ведь от каждого из нас зависит все. Никого не стоит воспринимать как своего хозяина. Если кто и болеет манией величия – это не твоя болезнь, пройди мимо него. Современная эпоха открывает перед человеком неограниченные возможности с одним условием – работай над собой.

Окружающая среда обитания очень давит на каждого, свей атмосферой, своим устройством, но даже если ты оказался на месте князя или в боярской раде, у тебя есть шанс повести город за собой в 21 век в качестве лидера, а не князя. И достигается это одним путем — изменениями в себе на всех уровнях.  У нас есть шанс для изменений, ведь уже не все бояре в городском совете и не все беспрекословно снимают шляпу при виде  короны. Важно не утратить его. И мое глубокое  убеждение, что такие изменения происходят снизу от жителей, а власть, ощущая другие потребности и активность населения, вынуждена будет идти вслед за социальными требованиями большинства. Не ждите  изменения от власти, чувствуя себя князем, никто не снимает корону.

 Я не хочу, чтобы наш город был городом, оборудованным современными технологиями, но с отсталым политическим и социальным устройством, ведь такие изменения кратковременны. Снова придёт недалекий князь любящий алкоголь, и город познает запустение. Может пора менять систему, а не жить от князя ленивого и глупого до князя умного и деятельного, а затем наоборот. Моя цель – система, в которой нет иерархий, система в которой во главе стоит идея развития и она объединяет вокруг себя всех жителей города, области страны.